Организационно-исследовательская деятельность по подготовке,
написанию и оформление курсовой
На период работы по сбору, сортировке и подготовке необходимого
информационного материала, по организации опытно-экспериментальной и
исследовательской работы; анализа и обобщения, а также написания и
оформления курсовой работы за студентом закрепляется научный руководитель
из числа преподавателей вуза. Научный руководитель закрепляется
соответствующими документами за студентом. Этические нормы и правила
преподавателя и студента быть взаимно предупредительными, вежливыми,
тактичными и взаимно преданными в личностном плане, да же если они
расходятся в идеи, концепции и методологии исследуемой проблемы.
1. Планирование работы
После того, как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным
руководителем, составляется календарный план, в котором определяются:
этапы, методы, ход опытно-экспериментальной работы; характер и вид
эксперимента, а также сроки выполнения основных видов деятельности.
План является основным документом. Он утверждается заведующим кафедрой. О
ходе его выполнения могут быть заслушаны отчеты научного руководителя и
студента.
Планирование работы предполагает глубинное и конкретное знание
основополагающей научно-методологической базы психологии: методологии,
основных принципов психологии, основных методологических принципов. При
этом:
1. Рассмотрение методологии во взаимосвязи с методами и методиками
исследования.
2. Опора на основные принципы психологии: детерминизм, единство и сознание
деятельности, развитие.
3. Учет и ориентация на основные методологические принципы, как
необходимость соблюдения при любом методе:
-
метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о
предмете науки, отражать его специфику;
-
научный метод, как психологии, так и педагогики должен быть объективным;
-
соблюдение генетического (эволюционного) принципа;
-
необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
Планирование исследования предполагает:
-
Подбор и апробацию методов и методик.
-
Определение места исследования. Оно должно быть изолированным от внешних
помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать
санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е.
обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
-
Техническое оснащение исследования. Оно должно соответствовать решаемым
задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
-
Подбор испытуемых, при этом желательно обеспечить их качественную
однородность.
-
Разработка (составление) инструкции исследования. Она должна быть четкой,
краткой, однозначной.
-
Определение и по форме, и по содержанию порядка письменной фиксации итогов
исследования. Протокол должен быть одновременно полым и целенаправленным
(избирательным).
-
Обработка результатов исследования - это количественный и качественный
анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
2. Этапы работы
Стержневым элементом плана выступают этапы выполнения курсовой работы. С
учетом сложившейся практики, как правило, выделяется четыре этапа.
Теоретические методы: изучение и анализ литературы и
документов; анализ экспериментального материала, обобщение.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тест, изучение
продуктов деятельности, анкета, изучение опыта работы практического
психолога, опытная педагогическая работа, эксперимент.
Кроме того, имеются и другие методы. Так, например, методы: метод
моделирования, метод обобщения, беседа. Вкратце рассмотрим каждый из них:
Метод моделирования - это воспроизведение характеристик некоторого
объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе
его лежит прием аналогии. Метод моделирования может быть использован при
проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов, при
выработке рабочей гипотезы. При помощи «моделей - гипотез» раскрываются
механизмы связей между элементами изучаемого процесса, создаются
рекомендации по его совершенствованию .
Метод обобщения. Данный метод используется на разных этапах
исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и
работе в целом.
Беседа (с детьми, педагогами, родителями). Используются для
изучения постановки процесса обучения и для выяснения проблем по ходу
исследования. Результаты бесед тщательно фиксируются. К беседе примыкают
методы интервью и анкетирования, которые описываются и включаются в текст
работы.
Этапы выполнения курсовой работы предполагают логический порядок и
взаимосвязь опытно-экспериментальной или исследовательской работы. Анализ
сложившейся практики показывает три этапа как наиболее рациональный
вариант.
-
Первый этап - подготовительный. Определение проблемы исследования.
Изучение состояния проблемы: самоанализ себя, своего опыта, своих знаний
по данной проблеме; изучение и анализ специальной методической литературы.
Формулирование рабочей гипотезы, цели и задач курсового исследования.
Разработка методики.
-
Второй этап - сбор фактических данных. Изучение и анализ литературы по
теории вопроса; разработка плана экспериментально-опытной работы,
содержания и методики констатирующего эксперимента, предложений по
оптимизации методики обучения и воспитания детей, их изучения. Проведение
опытной работы по проверке рабочей гипотезы и предложений; наблюдения и их
фиксация; анализ результатов опытной работы; формулирование выводов
и рекомендаций.
-
Третий этап - количественной и качественной обработки данных исследования.
Определение средних величин, меры рассеивания данных, коэффициентов
корреляции и др., построение графиков.
-
Четвертый этап - интерпретация данных и формулирование выводов. Оформление
курсовой работы: компоновка и написание текстов введения, глав и
параграфов, заключения; составление списков литературы, иллюстративного
материала, приложений; оформление оглавлений и титульного листа;
схематическое моделирование логического содержания всей работы.
3. Методы
В курсовой работе используется совокупность разных теоретических и
эмпирических методов исследования. В этой связи, есть необходимость
остановиться на некоторых критериях выбора методов:
-
адекватность объекту, предмету и задачам исследования;
-
научная обоснованность;
-
соответствие логике исследования;
-
направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности
испытуемого;
-
взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.
К основным методам научного исследования можно отнести варианты по Б.Г.
Ананьеву и варианты по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой. Вариант по Б.Г.
Ананьеву. Их четыре группы методов (Ананьев Б.Г., 1976):
-
первая группа - организационные методы. Они включают сравнительный метод
(сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);
лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же показателей на
протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании
участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект
изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют
устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например,
между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
-
вторая группа - эмпирические методы, включающие: наблюдение и
самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы
(тесты, анкеты, опросники, социомерия, интервью, беседа), анализ продуктов
деятельности, биографические методы;
-
третья группа - методы обработки данных, включающие: количественный
(статистический) и качественный (дифференциация материала по группам,
анализ) методы;
-
четвертая группа - интерпретационные методы, включающие генетический
(анализ материала в плане развития с выделением от дельных фаз, стадий,
критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные
связи между всеми характеристиками личности) методы.
Вариант по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой. Они подразделяют методы на две
группы: теоретические и эмпирические (практические) (Волков Б.С., Волкова
Н.В., 2002).
4. Опытно-экспериментальная работа
Опытно-экспериментальная работа - метод изменения преднамеренных изменений
в учебном и воспитательном процессе, рассчитанный на получение
воспитательного и образовательного эффекта, с последующей проверкой.
Опытно-экспериментальная работа - это средство проверки гипотезы. Она
выступает как разновидность эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа описывается в курсовой работе. Дается
подробная характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается
материал, используемый в опытной работе. Если он представляет собой
изображение предметов, то вставляется в тест или приложение. Указывается
оборудование (приборы, аппаратура) использовались. Необходимо описать весь
ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует
отметить, каким способом обрабатывались полученные данные.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в
таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам, диаграммам
следует сделать подписи - краткие и понятные. Под рисунком поместить
пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации нужно выполнять
аккуратно. Здесь можно привести выдержки из словесных отчетов.
5. Психолого-педагогический эксперимент (для курсовых по
педагогике, психологии, социологии и других гуманитарных наук)
Психолого-педагогический эксперимент, как метод, направлен на проверку
гипотезы, установление не только причинно-следственных связей в изучаемом
объекте, но и на выявление механизма действия этих связей. В курсовой
работе используются действия этих связей.
Основная методологическая задача психолого-педагогического эксперимента -
выяснение гипотезы (подтвердилась или не подтвердилась).
В ходе психолого-педагогического эксперимента необходимо привлечь
теоретические и практические данные, полученные другими авторами,
проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных
результатов других исследователей, дать интерпретацию, объяснить
полученные результаты. Делать это целесообразно в той же
последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это
обеспечивает стройность и логику изложения.
6. Работа с понятийным аппаратом проблемы
Особое внимание следует уделить понятийному материалу (иногда научные
понятия называют ключевыми словами). Определение своего отношения к
понятиям и знание их научного пояснения значимо, так как позволит
использовать то или другое понятие однозначно с учетом научного
толкования. Точное манипулирование понятийным аппаратом исследования
повышает научно-профессиональный уровень курсовой работы. Это означает,
что - то или иное понятие, которое разными авторами может трактоваться
по-разному («широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте курсовой
работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором
значение. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных
карточках, и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций
анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Поиск толкования понятий следует начинать в следующих источниках:
-
энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ И ДР.) и специальные (на
пример, педагогическая, психологическая, философская и др.);
-
толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные
(например, педагогический, психологический, социологический, философский);
-
оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме
исследования.
Крайне важно помнить о необходимости однозначной трактовки ключевых для
данной проблеме курсовой работы понятий.
7. Изучение и анализ литературы и документов по исследуемой
проблеме
В подготовке курсовой работы данный вид деятельности занимает одно из
ведущих мест. Он крайне необходим и служит для ознакомления с фактами,
характеризующими историю и современное состояние предмета, помогает глубже
осознать проблему, выявить, какие стороны ее мало или совсем не изучены.
Практика написания курсовых работ, сложившаяся в высшей школе России
показывает, что для написания обзора по теме исследования проблемы
курсовой работы наиболее оптимальный вариант -использования не менее
двадцати источников.
Список литературы (минимальный) по теме предлагается руководителем.
Однако, всю остальную литературу студент подбирает самостоятельно.
Б.С. Волков и Н.В. Волкова выделяют три источника библиографической
информации:
-
первичные (статьи, монографии);
-
вторичные (библиографические указатели, реферативные журналы);
-
третичные (обзоры, справочники).
Е.В. Бережнова по аналогии с существующей в информатике классификацией
научной информации (первичная, вторичная, третичная), рекомендует
студентам, в процессе информационного поиска, собирать и обрабатывать
материал в следующей иерархии.
Она считает:
-
К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках,
выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по
проблеме исследования и т.д.
-
Вторичным материалам относятся записи, являющиеся продуктом
аналитико-синтетической переработки информации, содержащиеся в одном
научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно
составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.
-
третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные.
Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется
полученное студентом знание об уже известных в науке фактах,
закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Считается, что достаточно полную информацию дают:
-
«Книжная летопись»;
-
указатель «Литература по психолого-педагогическим наукам и народному
образованию»;
-
журнал «Вопросы психологии», «Вопросы истории» и т.п.;
-
журналы «Практический химик». «Психологический журнал» и т.п.;
-
аннотированные указатели литературы по психологии;
-
научно-реферативный сборник (серия: «Педагогическая психология, возрастная
физиология, школьная гигиена, дефектология»).
-
тематический указатель опубликованной литературы в последних номерах
отраслевых журналов;
-
каталоги библиотек, сноски и ссылки в учебниках и монографиях по теме
курсовой работы.
Кроме того, желательно просмотреть журналы: «Педагогика», «Народное
образование», «Мир образования», «Магистр» и др. общепедагогические
журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности.
Необходимо помнить, что ежегодно (в конце года) в последних номерах всех
журналов печатаются тематические указатели. Полезно помнить о регулярных
обзорах литературы по определенной теме и желательно всегда пользоваться
данной возможностью.
Методик составления библиографий много. Каждый исследователь с учетом
личных черт психических свойств (темперамента, характера и т.д.)
личностных особенностей (работоспособности, организованности и т.п.), а
также личных способностей выбирает присущий лично ему стиль составления
банка библиографических данных. Это могут быть: картотеки, выписки,
конверты, планшеты и т.д. Но при любом варианте важно точно указать:
-
автора монографии, автора или редактора книги, статьи, брошюры;
-
полное и точное название, место и год издания;
-
точное название издательства, том, выпуск или номер издания.
Например:
1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования
учебного процесса. Монография. Волгоград. Перемена. 1995.-152 с.
2. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.
Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - 262 с.
3. Вотчин И.С. Проблема изучения механизмов восприятия / Активность
личности: Сборник научных трудов. Часть III. -Новосибирск: Изд-во НГПУ,
1998. - с. 48-63.
4. Потапов А.С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения
ребенка. Монография. - Новосибирск. НГПУ: Изд-во НИПКиПРО. - 404 с.
Первичное ознакомление с первоисточниками должно вывести студента на
предполагаемые ответы вопросов: о проблематике; о степени раскрытия данной
проблемы; о содержании исследуемой литературы.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены
следующие сведения (как указано в публикациях И.В. Усачева, И.И. Ильясова)
(Усачев И.В. Ильясов И.И., 1080):
-
кто и где (какие исследования, и в каких научных центрах) уже работал и
работает?
-
где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
-
в чем конкретно они состоят?
В процессе ознакомления с первоисточниками необходимо вести записи. Они
ведутся по форме произвольно и разнообразно, но по содержанию должны быть
точно сориентированы на прочитанный текст. При этом необходимо помнить,
что все цитаты, предполагаемые для использования должны быть записаны
точно, дословно и с точными ссылками на источник. Полезно тут же на полях,
обратной стороне листа или карточки записать свои мысли, комментарии,
возникшие в процессе прочтения изучаемого первоисточника. Желательно иметь
ориентировочный вариант плана курсовой работы. Для каждого раздела
курсовой работы завести папки и сосредотачивать исследуемый
библиографический материал в каждой папке.
www.cursovaya.narod.ru
Очень важно разобраться в следующих вопросах:
-
кем и какие исследования выполнены по данной теме;
-
где опубликованы эти результаты;
-
в чем конкретно эти результаты состоят.
Не менее важно осознать основные подходы и точки зрения, концепции,
теоретические положения, аксиомы, постулаты и основные выводы. Их глубину,
многогранность и многоплановость или недосказанность, а возможно и
поверхностность.
Источник:
www.cursovaya.narod.ru
Если вы все же не можете написать
курсовую сами, то у нас есть:
Курсовые
на заказ
Закажи курсовую нашим специалистам и в кратчайшие сроки
получи готовую работу. Стоимость
курсовых на заказ от 600 рублей! Подробнее
|