Курсовые на заказ    Форум Полезные ссылки Контакт На главную

Курсовая работа

Как правильно ее написать.

 

Организационно-исследовательская деятельность  по подготовке, написанию и  оформление  курсовой


На период работы по сбору, сортировке и подготовке необходимого информационного материала, по организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы; анализа и обобщения, а также написания и оформления курсовой работы за студентом закрепляется научный руководитель из числа преподавателей вуза. Научный руководитель закрепляется соответствующими документами за студентом. Этические нормы и правила преподавателя и студента быть взаимно предупредительными, вежливыми, тактичными и взаимно преданными в личностном плане, да же если они расходятся в идеи, концепции и методологии исследуемой проблемы.

 

1.  Планирование работы
 

После того, как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются: этапы, методы, ход опытно-экспериментальной работы; характер и вид эксперимента, а также сроки выполнения основных видов деятельности.
План является основным документом. Он утверждается заведующим кафедрой. О ходе его выполнения могут быть заслушаны отчеты научного руководителя и студента.
Планирование работы предполагает глубинное и конкретное знание основополагающей научно-методологической базы психологии: методологии, основных принципов психологии, основных методологических принципов. При этом:
1. Рассмотрение методологии во взаимосвязи с методами и методиками исследования.
2. Опора на основные принципы психологии: детерминизм, единство и сознание деятельности, развитие.
3. Учет и ориентация на основные методологические принципы, как необходимость соблюдения при любом методе:

  • метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

  • научный метод, как психологии, так и педагогики должен быть объективным;

  • соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

  • необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

Планирование исследования предполагает:

 

  1. Подбор и апробацию методов и методик.

  2. Определение места исследования. Оно должно быть изолированным от внешних помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

  3. Техническое оснащение исследования. Оно должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

  4. Подбор испытуемых, при этом желательно обеспечить их качественную однородность.

  5. Разработка (составление) инструкции исследования. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

  6. Определение и по форме, и по содержанию порядка письменной фиксации итогов исследования. Протокол должен быть одновременно полым и целенаправленным (избирательным).

  7. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
     

2.  Этапы работы
 

Стержневым элементом плана выступают этапы выполнения курсовой работы. С учетом сложившейся практики, как правило, выделяется четыре этапа.

Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тест, изучение продуктов деятельности, анкета, изучение опыта работы практического психолога, опытная педагогическая работа, эксперимент.
Кроме того, имеются и другие методы. Так, например, методы: метод моделирования, метод обобщения, беседа. Вкратце рассмотрим каждый из них:
Метод моделирования - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе его лежит прием аналогии. Метод моделирования может быть использован при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов, при выработке рабочей гипотезы. При помощи «моделей - гипотез» раскрываются механизмы связей между элементами изучаемого процесса, создаются рекомендации по его совершенствованию .
Метод обобщения. Данный метод используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
Беседа (с детьми, педагогами, родителями). Используются для изучения постановки процесса обучения и для выяснения проблем по ходу исследования. Результаты бесед тщательно фиксируются. К беседе примыкают методы интервью и анкетирования, которые описываются и включаются в текст работы.

Этапы выполнения курсовой работы предполагают логический порядок и взаимосвязь опытно-экспериментальной или исследовательской работы. Анализ сложившейся практики показывает три этапа как наиболее рациональный вариант.

  1. Первый этап - подготовительный. Определение проблемы исследования. Изучение состояния проблемы: самоанализ себя, своего опыта, своих знаний по данной проблеме; изучение и анализ специальной методической литературы. Формулирование рабочей гипотезы, цели и задач курсового исследования. Разработка методики.

  2. Второй этап - сбор фактических данных. Изучение и анализ литературы по теории вопроса; разработка плана экспериментально-опытной работы, содержания и методики констатирующего эксперимента, предложений по оптимизации методики обучения и воспитания детей, их изучения. Проведение опытной работы по проверке рабочей гипотезы и предложений; наблюдения и их фиксация; анализ результатов опытной  работы; формулирование выводов и рекомендаций.

  3. Третий этап - количественной и качественной обработки данных исследования. Определение средних величин, меры рассеивания данных, коэффициентов корреляции и др., построение графиков.

  4. Четвертый этап - интерпретация данных и формулирование выводов. Оформление курсовой работы: компоновка и написание текстов введения, глав и параграфов, заключения; составление списков литературы, иллюстративного материала, приложений; оформление оглавлений и титульного листа; схематическое моделирование логического содержания всей работы.
     

 

3.  Методы
 

В курсовой работе используется совокупность разных теоретических и эмпирических методов исследования. В этой связи, есть необходимость остановиться на некоторых критериях выбора методов:

  • адекватность объекту, предмету и задачам исследования;

  • научная обоснованность;

  • соответствие логике исследования;

  • направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности испытуемого;

  • взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

К основным методам научного исследования можно отнести варианты по Б.Г. Ананьеву и варианты по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой. Вариант по Б.Г. Ананьеву. Их четыре группы методов (Ананьев Б.Г., 1976):

  • первая группа - организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же показателей на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);

  • вторая группа - эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социомерия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы;

  • третья группа - методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы;

  • четвертая группа - интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением от дельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Вариант по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой. Они подразделяют методы на две группы: теоретические и эмпирические (практические) (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2002).

 

4.  Опытно-экспериментальная работа
 

Опытно-экспериментальная работа - метод изменения преднамеренных изменений в учебном и воспитательном процессе, рассчитанный на получение воспитательного и образовательного эффекта, с последующей проверкой.
Опытно-экспериментальная работа - это средство проверки гипотезы. Она выступает как разновидность эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа описывается в курсовой работе. Дается подробная характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе. Если он представляет собой изображение предметов, то вставляется в тест или приложение. Указывается оборудование (приборы, аппаратура) использовались. Необходимо описать весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует отметить, каким способом обрабатывались полученные данные.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам, диаграммам следует сделать подписи - краткие и понятные. Под рисунком поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь можно привести выдержки из словесных отчетов.
 

5.  Психолого-педагогический эксперимент (для курсовых по педагогике, психологии, социологии и других гуманитарных наук)
 

Психолого-педагогический эксперимент, как метод, направлен на проверку гипотезы, установление не только причинно-следственных связей в изучаемом объекте, но и на выявление механизма действия этих связей. В курсовой работе используются действия этих связей.
Основная методологическая задача психолого-педагогического эксперимента - выяснение гипотезы (подтвердилась или не подтвердилась).
В ходе психолого-педагогического эксперимента необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатов других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные результаты. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения.

 

6.  Работа с понятийным аппаратом проблемы
 

Особое внимание следует уделить понятийному материалу (иногда научные понятия называют ключевыми словами). Определение своего отношения к понятиям и знание их научного пояснения значимо, так как позволит использовать то или другое понятие однозначно с учетом научного толкования. Точное манипулирование понятийным аппаратом исследования повышает научно-профессиональный уровень курсовой работы. Это означает, что - то или иное понятие, которое разными авторами может трактоваться по-разному («широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте курсовой работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках, и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Поиск толкования понятий следует начинать в следующих источниках:

  • энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ И ДР.) и специальные (на
    пример, педагогическая, психологическая, философская и др.);

  • толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический, философский);

  • оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Крайне важно помнить о необходимости однозначной трактовки ключевых для данной проблеме курсовой работы понятий.
 

7.  Изучение и анализ литературы и документов по исследуемой проблеме
 

В подготовке курсовой работы данный вид деятельности занимает одно из ведущих мест. Он крайне необходим и служит для ознакомления с фактами, характеризующими историю и современное состояние предмета, помогает глубже осознать проблему, выявить, какие стороны ее мало или совсем не изучены.
Практика написания курсовых работ, сложившаяся в высшей школе России показывает, что для написания обзора по теме исследования проблемы курсовой работы наиболее оптимальный вариант -использования не менее двадцати источников.
Список литературы (минимальный) по теме предлагается руководителем. Однако, всю остальную литературу студент подбирает самостоятельно.
Б.С. Волков и Н.В. Волкова выделяют три источника библиографической информации:

  • первичные (статьи, монографии);

  • вторичные (библиографические указатели, реферативные журналы);

  • третичные (обзоры, справочники).

Е.В. Бережнова по аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), рекомендует студентам, в процессе информационного поиска, собирать и обрабатывать материал в следующей иерархии.
Она считает:

  • К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

  • Вторичным материалам относятся записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащиеся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

  • третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Считается, что достаточно полную информацию дают:

  • «Книжная летопись»;

  • указатель «Литература по психолого-педагогическим наукам и народному образованию»;

  • журнал «Вопросы психологии», «Вопросы истории» и т.п.;

  • журналы «Практический химик». «Психологический журнал» и т.п.;

  • аннотированные указатели литературы по психологии;

  • научно-реферативный сборник (серия: «Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена, дефектология»).

  • тематический указатель опубликованной литературы в последних номерах отраслевых журналов;

  • каталоги библиотек, сноски и ссылки в учебниках и монографиях по теме курсовой работы.

Кроме того, желательно просмотреть журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Магистр» и др. общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности. Необходимо помнить, что ежегодно (в конце года) в последних номерах всех журналов печатаются тематические указатели. Полезно помнить о регулярных обзорах литературы по определенной теме и желательно всегда пользоваться данной возможностью.
Методик составления библиографий много. Каждый исследователь с учетом личных черт психических свойств (темперамента, характера и т.д.) личностных особенностей (работоспособности, организованности и т.п.), а также личных способностей выбирает присущий лично ему стиль составления банка библиографических данных. Это могут быть: картотеки, выписки, конверты, планшеты и т.д. Но при любом варианте важно точно указать:

  • автора монографии, автора или редактора книги, статьи, брошюры;

  • полное и точное название, место и год издания;

  • точное название издательства, том, выпуск или номер издания.

Например:

1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Монография. Волгоград. Перемена. 1995.-152 с.
2. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - 262 с.
3. Вотчин И.С. Проблема изучения механизмов восприятия / Активность личности: Сборник научных трудов. Часть III. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - с. 48-63.
4. Потапов А.С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка. Монография. - Новосибирск. НГПУ: Изд-во НИПКиПРО. - 404 с.
Первичное ознакомление с первоисточниками должно вывести студента на предполагаемые ответы вопросов: о проблематике; о степени раскрытия данной проблемы; о содержании исследуемой литературы.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (как указано в публикациях И.В. Усачева, И.И. Ильясова) (Усачев И.В. Ильясов И.И., 1080):

  • кто и где (какие исследования, и в каких научных центрах) уже работал и работает?

  • где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

  • в чем конкретно они состоят?

В процессе ознакомления с первоисточниками необходимо вести записи. Они ведутся по форме произвольно и разнообразно, но по содержанию должны быть точно сориентированы на прочитанный текст. При этом необходимо помнить, что все цитаты, предполагаемые для использования должны быть записаны точно, дословно и с точными ссылками на источник. Полезно тут же на полях, обратной стороне листа или карточки записать свои мысли, комментарии, возникшие в процессе прочтения изучаемого первоисточника. Желательно иметь ориентировочный вариант плана курсовой работы. Для каждого раздела курсовой работы завести папки и сосредотачивать исследуемый библиографический материал в каждой папке. www.cursovaya.narod.ru
Очень важно разобраться в следующих вопросах:

  • кем и какие исследования выполнены по данной теме;

  • где опубликованы эти результаты;

  • в чем конкретно эти результаты состоят.

Не менее важно осознать основные подходы и точки зрения, концепции, теоретические положения, аксиомы, постулаты и основные выводы. Их глубину, многогранность и многоплановость или недосказанность, а возможно и поверхностность.
Источник: www.cursovaya.narod.ru

 

 


 

 


Если вы все же не можете написать курсовую сами, то у нас есть:

Курсовые на заказ

Закажи курсовую нашим специалистам и в кратчайшие сроки получи готовую работу. Стоимость курсовых на заказ от 600 рублей!  Подробнее